Влияние санкций на транзит через Литву: проблемы и перспективы | ГА "Сократ"

С 11 марта 2024 меняются тарифы на перевозку не санкционных грузов сушей

Влияние санкций на транзит через Литву: проблемы и перспективы

15.03.2024

С начала текущего года Калининград столкнулся с изменениями в условиях транспортировки грузов. Теперь морские пути используются исключительно для перевозки товаров, оказавшихся под санкциями Европейского Союза.

Это решение было принято в свете усилий по минимизации рисков, связанных с возможным сокращением сухопутных транзитных квот через территорию Литвы, – так пояснила Евгения К., министр развития инфраструктуры региона, на основании консультаций с Минтрансом России.

В результате текущих тенденций, объем транзитных грузоперевозок через территорию Литвы в Калининград может сократиться на 350 тысяч тонн в 2024 году. Власти прибалтийских стран уже выразили свою заинтересованность в контроле за потоками грузов, направленными как к российскому эксклаву, так и из него. Для определения квот используются данные о среднем объеме грузооборота по различным категориям товаров за год.

Выбор бизнесменов в условиях ограничений

Бизнесмены открыто заявляют о своем предпочтении морского пути для перевозки товаров, объясняя это высоким уровнем надежности и безопасности данного метода.

Сергей Л., возглавляющий совет директоров одной из местных рыбоперерабатывающих предприятий, подчеркнул, что Литва налагает ограничения на транзит ряда экспортных продуктов, даже не попавших под международные санкции, что вынуждает производителей искать альтернативные пути для транспортировки своих товаров, в частности, использование паромных перевозок.

Как Калининградская область реагирует на сокращение квот на ж/д трафик со стороны Литвы?

Губернатор Антон А. выразил уверенность, что Калининградская область сможет адаптироваться к новым условиям, несмотря на решение Литвы о сокращении квот на ж/д трафик. Он подчеркнул, что это не является катастрофой для региона, обвинив политику Литвы в создании проблем для собственного железнодорожного транспорта.

В связи с ограничениями на границе, задержка времени пересечения границы с Литвой через пункт пропуска «Чернышевское» достигла 197 часов, усложнив логистику и доставку товаров. Предприниматели выразили обеспокоенность по поводу этих изменений, отмечая, что морские перевозки являются наиболее надежным и безопасным способом доставки, в то время как сухопутные маршруты часто подвергаются риску из-за нестабильности на границе.

Согласно информации от региональной таможенной службы, к утру вторника у контрольно-пропускного пункта «Чернышевское» образовалась очередь из 60 грузовых автомобилей. Дополнительно 25 транспортных средств ждали своей очереди в промежуточной зоне. Из сообщения службы стало известно, что 5 февраля за шестичасовой период таможня Литвы обработала всего три грузовика, отправленных из России. В течение дня было оформлено 80 грузовых автомобилей, хотя возможности пункта позволяют обслуживать до 150 машин.

Поддержка морских перевозок в условиях санкций

В свете возникающих трудностей было принято решение уделить особое внимание транспортировке товаров, попадающих под санкции, экспортным грузам и продукции компаний, которые внесены в «черные» списки Европейского Союза. Для поддержания этой инициативы были выделены субсидии на сумму 1,8 миллиарда рублей в 2023 году, целью которых является помощь морским перевозчикам. Эти меры направлены на гарантирование надежности снабжения и усиление самостоятельности региона в контексте международных ограничений.