Трехлетие «Платона» на рынке услуг грузоперевозок Калининграда

08.02.2019

Правительство Калининградской области планирует повысить доходы от налогов путем отмены вычета для владельцев большегрузных авто, прошедших регистрацию в системе «Платон». Помимо этого, власти продолжат развивать сферу грузоперевозок, закроют трассы для перегруженных фур, проведут модернизацию и обновление автобусного парка. По крайней мере, на это надеются представители местных транспортных предприятий и отраслевых объединений. Какие же конкретные изменения за три года функционирования «Платона» произошли в сфере грузоперевозок, мы проанализируем в данном материале.

грузовик

Финансовые аналитики провели необходимые расчеты и выяснили, что в 2019 году поступления в бюджет Калининградской области от уплаты налогов владельцами транспортных средств должны примерно на 7% превысить плановые показатели текущего периода. Таким образом, предполагаемая сумма поступлений составит не менее 1,3 миллиарда рублей. При этом предполагается, что тенденция к росту налоговых поступлений продолжится, и в течение последующих двух лет ежегодный прирост будет достигать 4%. В качестве основных ориентиров при выполнении своих расчетов ведомство использовало действующие налоговые ставки, изменение числа зарегистрировавшихся в системе транспортных средств, стабильность поступления налоговых выплат.

Ровно три года назад на трассах федерального значения был произведен запуск системы «Платон». Основной целью данного нововведения являлось обеспечение возможности проведения регулярного ремонта дорожного полотна. Для этого было решено взимать плату за проезд по федеральным трассам с тягачей высокой грузоподъемности, масса которых превышает 12 тонн. Размер тарифа изначально был зафиксирован на уровне 3,73 руб/км. Однако протестные акции, проведенные грузоперевозчиками по всей стране, вынудили правительство снизить тариф до 1,53 руб/км. Однако весной прошлого года повышение ставки все же произошло и достигло отметки 1,9 руб/км.

В чем суть налогового вычета?

В 2016 году правительство РФ приняло закон о введении налоговых вычетов для владельцев автотранспорта, состоящего в системе «Платон». Стоит отметить, что для «частников» он вступил в силу еще в начале 2015 года, а к предприятиям его удалось применить только в январе 2016. Для владельцев крупногабаритных тягачей, работающих в соответствии с правилами «Платона», новым законом предусмотрена возможность снижения размера транспортного налога на сумму, которая внесена по ставкам «Платона». При этом в случае, если плата за причиненный дорогам ущерб превышает сумму налога, транспортное средство автоматически освобождается от его уплаты. Срок действия льготного периода продлен до начала 2019 года.

Как показывают статистические данные, предоставленные региональной налоговой службой, в 2017 году сумма вычетов превысила 169 млн. рублей, из которых на долю предприятий пришлось порядка 157 млн. рублей. Годом ранее местные транспортники, зарегистрированные в системе компенсации ущерба дорогам, сэкономили около 142 млн. рублей.

«Платону» три года. Есть ли перспективы?

Представители грузовых компаний, подводя итоги третьего года работы государственной системы, отмечают заметное усиление борьбы с нарушителями. На федеральных трассах фиксация правонарушений осуществляется в автоматическом режиме, а процедурой назначения штрафных санкций занимается Ространснадзор, получивший эти полномочия летом 2018 года. Помимо этого, к числу значимых событий можно отнести регистрацию в системе миллионного грузовика и запуск в эксплуатацию новых мостов, возведенных на средства, которые были собраны с грузоперевозчиков в рамках проекта «Платон». Сами владельцы фур убеждены в том, что система весьма перспективна и полезна для бизнеса, поэтому ее следует и дальше активно развивать и совершенствовать. Это мнение полностью поддерживают эксперты отрасли.

Регистрация миллионной фуры

К настоящему моменту в «Платоне» зарегистрировано более 1,1 миллиона единиц транспортной техники. Как отмечают в центре обслуживания клиентов госсистемы, за последний год прирост достиг уровня 180 тысяч автомобилей. При этом эксперты отмечают, что существенные сдвиги начали появляться только в середине прошедшего лета – после передачи контролирующих полномочий Ространснадзору.

— Лидирующие позиции по количеству зарегистрированных автомобилей занимают Московская, Новосибирская, Свердловская, Челябинская области и Санкт-Петербург. За последний квартал по каждому из перечисленных регионов количество зарегистрированного в системе транспорта превысило две тысячи единиц. При этом на долю физических лиц приходится 60% «новичков», — уточнили представители обслуживающей компании, в настоящее время выполняющей функции оператора системы «Платон».

полуприцеп

Статистика Ространснадзора показывает, что за последние полгода владельцы фур 500 тысяч раз нарушили требования госсистемы, размер выписанных штрафных взысканий в общей сложности превысил четыре миллиарда рублей. Все средства (плата за проезд по федеральным дорогам и компенсация штрафов) используются для наполнения Федерального дорожного фонда. В Ространснадзоре также добавили, что для предотвращения случаев уклонения от оплаты штрафов российскими и иностранными перевозчиками ведомство ведет тесное сотрудничество с госслужбой судебных приставов и таможней. Что интересно, наибольшее количество «уклонистов», нарушающих правила «Платона», зафиксировано в тех же Московской, Свердловской, Новосибирской областях, а также в СПб и на территории Республики Башкортостан.

— Приятно осознавать четкое соблюдение условий законопослушных грузоперевозчиков. После перехода контролирующих полномочий к Ространснадзору значительно уменьшилось количество компаний, игнорирующих необходимость регистрации в системе «Платон». Хочется верить, что в будущем подобные эпизоды полностью исчезнут из отрасли. Нас беспокоит этот вопрос по вполне понятным причинам: пока нарушители имеют существенные преимущества перед честными предпринимателями, что в корне неверно, — высказался по этому поводу глава Сибирской ассоциации автоперевозчиков В. Трунаев.

Е. Бабаев, возглавляющий ГК ИТЕКО, также разделяет мнение коллеги о том, что более тщательный контроль над рынком грузовых перевозок способствует обеспечению равных условий для всех участников.

— В соответствии с программой «Плата за тонны» мы с ювелирной точностью производим оплату каждого преодоленного километра пути. В настоящее время контроль со стороны оператора системы стал гораздо строже и эффективнее, однако останавливаться на этом уровне еще рано. С нашей стороны в Минтранс направлено несколько конструктивных предложений. Так, мы считаем, что ограничение на количество выписываемых в течение 24 часов штрафов позволяет многим недобросовестным перевозчикам пренебрегать установленными требованиями. Кроме того, следует отказаться от маршрутных карт, оставив возможность их использования только в случаях выхода из строя бортового оборудования, а также для иностранных транспортных компаний и перевозчиков от госструктур. Такие меры вынудят недобросовестных перевозчиков пересмотреть свою тактику ведения бизнеса, — отметил Евгений Бабаев.

Плата за проезд крупногабаритного транспорта по федеральным трассам может осуществляться двумя способами: путем получения маршрутных карт для каждого рейса в отдельности или посредством установки специального бортового оборудования, предназначенного для передачи информации о маршруте в автоматическом режиме. Российским перевозчикам подобные приборы выдаются абсолютно бесплатно. К настоящему моменту в рамках реализации проекта устройства учета получили свыше 850 тысяч предпринимателей.

Юников Роман, представляющий автотранспортную компанию «Сельта», считает, что принятые законы должны неукоснительно соблюдаться всеми участниками рынка грузоперевозок.

— Ежемесячно в соответствии с правилами проекта «Платон» мы перечисляем за пользование дорогами свыше 50 миллионов рублей, в связи с чем считаемся одним из самых крупных и дисциплинированных плательщиков. Тем не менее, придерживаемся мнения о том, что в вопросах внесения платы за проезд по федеральным трассам и погашения штрафных санкций за несоблюдение законов у всех автоперевозчиков должны быть равные условия. Нельзя привязывать размер взысканий к форме собственности компании, размеру ее автопарка и прочим особенностям. А вот контролю над добросовестностью и своевременностью уплаты взысканий стоит уделить более пристальное внимание, — рассказал в ходе недавнего общения с представителями прессы Роман Юников.

Чтобы узнать о наличии штрафа, пользователю системы достаточно зайти в личный кабинет и проверить информацию в соответствующем разделе. Данные о нарушении публикуются на сайте в течение одного-трех дней после его фиксации. Прежде владельцам фур приходили так называемые «письма счастья», подлинность которых можно было проверить на сайте госуслуг.

Ремонт аварийных дорог и строительство новых дорожных объектов

В розничной сети «Магнит» улучшение федеральных дорог связывают непосредственно с появлением возможности финансирования этого сектора за счет собранных системой «Платон» средств. Причем в течение последних двух лет качественные изменения стали более заметными.

грузовик магнит

— Работы по улучшению дорог проводятся регулярно и их преимущества очевидны: ездить по трассе стало более комфортно и безопасно, заметно повысились показатели экологичности. Нельзя не отметить пока непривычную для нас информационную прозрачность – по всем процессам, операциям и мероприятиям пользователям предоставляется подробная отчетность. Любой желающий может проследить за перемещением средств, начиная с момента их поступления в Фонд, — рассказал представитель «Магнита».

Напомним, сборы от системы «Платон» в полном объеме перечисляются в Дорожный фонд РФ, откуда потом выделяются средства на ремонт и строительство дорожной инфраструктуры. С начала запуска проекта общая сумма сборов составила 60 миллиардов рублей. При этом отмечается, что увеличению объема финансовых поступлений способствовал существенный прирост количества зарегистрированных пользователей в сочетании с ужесточением контролирующих мероприятий. Поступившие в Фонд средства правительство распределяет между областями, ориентируясь на решение дорожных вопросов первостепенной важности. К примеру, сейчас в состоянии ремонта и строительства пребывает тридцать мостов и около двух тысяч километров дорожного полотна. Своеобразным лидером по финансовым отчислениям стал новый Борский мост в Нижнем Новгороде, на строительство которого было выделено 3,6 миллиарда рублей. По полтора миллиарда направили в Ростов-на-Дону (Ворошиловский мост) и Уфу (Затонский мост). В ближайшем будущем планируется начать строительство новой переправы через Волгу в северной части Московской области и завершить работы по возведению гидротехнического объекта в Самаре (Фрунзенский мост).

В 2017 году на отчисления по проекту «Платон» завершили реконструкцию Гоголевского моста в Карелии, провели капитальный ремонт Свердловского моста в Пензе, реконструировали крупнейший в Чечне мост через р. Терек, провели масштабные работы по возведению нового Береченского моста на Кубани. Часть средств была направлена в город Бобров Воронежской области на восстановление переправы через Битюг, а также в Удмуртию (три моста) и Бурятию (два моста).

По словам губернатора Краснодарского края, открытие нового моста в Белореченском районе позволило существенно разгрузить и обезопасить маршрут, ведущий туристов к Черноморскому побережью. Суточная пропускная способность переправы составляет 10 тысяч транспортных средств, которые теперь могут без пробок и заторов проехать к основной трассе региона М4 «Дон».

— Прежний объект находился в аварийном состоянии, из-за износа всех основных элементов конструкции возможность дальнейшей эксплуатации моста находилась под большим вопросом. Проект новой переправы разработан с учетом современных нагрузок, предусмотрена система искусственного освещения и пешеходные дорожки. Именно поэтому мосту проходит кратчайший маршрут к магистрали М4 «Дон». Существенно сократить сроки сдачи объекта нам удалось благодаря выделению средств на строительство по программе «Платон». Таким образом, можно считать, что система внесла весомый вклад в создание удобных и безопасных транспортных маршрутов, имеющих для Краснодарского края важное туристические и экономическое значение, - прокомментировал открытие Белореченского моста глава региона Вениамин Кондратьев.

Очередность ремонта дорог

Выбор дорог, подлежащих ремонту на средства госсистемы, осуществляют сами перевозчики, посредством специально предусмотренного для этого сервиса «Карта убитых дорог». Его можно найти на официальном ресурсе Дорожной инспекции ОНФ в разделе «Для грузовиков». Использование сервиса предполагает прохождение несложной процедуры регистрации на портале, в ходе которой пользователю необходимо подтвердить, что он является водителем фуры. Все помеченные участки трасс ресурс заносит на «Карту убитых дорог». Сразу после запуска этого сервиса Минтранс одобрил подобный метод распределения средств, назвав его справедливым. Оплачивая возможность перемещения по федеральным трассам, перевозчики самостоятельно определяют очередность проведения ремонта и следят за перемещением внесенных средств.

По этому принципу для ремонта были выявлены критичные участки десяти федеральных магистралей. В течение ближайших двух лет завершатся восстановительные работы на трассе Р-243 «Пермь-Кострома». До недавнего времени эта дорога имела региональное значение и лишь на 30% отвечала установленным нормам. По данным Минтранса, сегодня этот маршрут более востребован среди автомобилистов, включая грузоперевозчиков.

ремонт дороги

Помимо дорог, требующих безотлагательного ремонта, сервис также позволяет обозначать востребованные участки, которые подвергаются более интенсивному разрушительному воздействию со стороны фур.

— Проведен значительный объем работ по проверке 362 отмеченных зарегистрированными пользователями участков дорог, на которых зафиксировано наиболее интенсивное движение большегрузов. Стоит отметить, что на этой карте также указана трасса в Приморье, где в конце октября под тяжестью грузовика рухнул мост. В результате этой трагедии погибли люди, – рассказал представитель ОНФ Дмитрий Цопов.

Он также добавил, что Народный фронт будет и далее собирать информацию о ситуации на дорогах, анализировать ее и направлять эти данные в соответствующие ведомства и инстанции (Ространснадзор, Минтранс, дорожные управления на местах). Для удобства использования сервиса планируется поместить на интерактивную карту функциональную кнопку, нажатие на которую автоматизирует подачу заявки на рассмотрение потенциально перегруженных участков.

— Навести порядок на дорогах и систематизировать движение большегрузов представляется возможным только путем объединения усилий всех участников отрасли. Иначе тяжелые фуры продолжат разрушать старые и новые дороги, — заключил Цопов.

Таким образом, в сложившихся условиях «Платон» может рассматриваться, как инструмент получения правдивой информации о рынке грузовых перевозок в РФ. Наиболее востребованные среди тяжелых грузовиков маршруты становятся ориентиром для дорожных служб, составляющих программы реконструкции и модернизации автодорог.

Регистрация в «Платоне» способствует формированию положительной репутации перевозчика

— Концепция «Платона» изначально предусматривает тесное взаимодействие с системой налогообложения: контролирующие органы ФНС получают подробную информацию обо всех перемещениях грузов. Аналогичная интеграция происходит с ГИБДД, таможней, МВД. Подтверждением тому являются реальные примеры из судебной практики,— рассказывает представитель оператора взимания платы с перевозчиков, руководитель компании «РТ-Инвест транспортные системы» Замков А.

Эксперты отрасли убеждены в том, что «Платону» удалось превысить возлагаемые на него полномочия, а именно – вывести из тени часть «серых» перевозчиков, сделать рынок автоперевозок более прозрачным и безопасным для потенциальных клиентов.

— Перед нами стоит задача обеспечить регистрацию в системе всех без исключения перевозчиков. В настоящий момент эту процедуру прошли только добросовестные частные предприниматели и организации. Однако существует и так называемая «серая зона» — перевозчики, всячески избегающие регистрации. Правительству известно о существовании этой проблемы, поэтому мы ожидаем решительных действий со стороны государства, — объяснила руководитель СЭЛ Ольга Федоткина.

Положительное влияние «Платона» на снижение численности незарегистрированных перевозчиков также отметили в отделе логистики розничной сети «Магнит». Стоит отметить, что многие крупные участники рынка весьма заинтересованы в честном ведении конкурентной борьбы.

— На фоне произошедших изменений ведение бизнеса в сфере грузоперевозок становится более эффективным и прибыльным, существенно повышается качество предоставляемого клиентам сервиса, — перечисляют преимущества госсистемы представители розничной сети.

Фиксация необходимых данных производится метрологически поверенными измерительными приборами, которые интегрируются в бортовые компьютеры современных тягачей. Помимо этого, на всех федеральных трассах РФ устанавливаются специальные устройства габаритно-весового контроля.

Что касается отправителей грузов, то пока далеко не все обращают внимание на то, зарегистрирован ли перевозчик в «Платоне».

— Этот вопрос интересует лишь самых аккуратных и придирчивых клиентов, — считает Тарас Коваль, работающий в транспортно-экспедиционной компании ТРАСКО.

Между тем, эксперты считают, что заказчикам не стоит упускать из вида столь важный момент: регистрация компании в «Платоне» является своеобразным подтверждением ответственности, порядочности и законопослушности.

Перспективы дальнейшего развития программы «платы за тонны»

Оценивая реальные возможности системы «Платон», многие эксперты полагают, что одним из наиболее вероятных вариантов ее дальнейшего развития может стать еще большее погружение в сферу информационных технологий и оптимизации.

При этом Ольга Федоткина уточнила, что перевозчики заинтересованы в дальнейшем развитии системы. Они ожидают конструктивных изменений в алгоритмах контроля над процессами регистрации всех субъектов рынка грузовых перевозок. Помимо этого, пересмотра и упрощения требуют процессы, востребованные среди заказчиков услуг транспортировки грузов.

- Системе необходимы совершенно иные дополнения, способные привлечь внимание перевозчиков. Это может быть удобная мониторинговая программа, синхронизация с функционирующими на многих дорогах системами автоматического весогабаритного контроля, - подчеркнула представитель СЭЛ.

Глава предприятия, выполняющего функции оператора «Платона», отметил, что система давно вышла за рамки простого инструмента сбора средств с большегрузов за проезд по федеральным трассам. Сейчас он представляет собой полноценную и неотъемлемую часть транспортной инфраструктуры, цифровая платформа которой может использоваться для реализации различных проектов и сервисов государственного уровня.

— В начале лета в рамках подготовки к ЧМ-2018 буквально за семь дней мы установили порядка полутора тысяч бортовых приборов в автобусы, предназначенные для перевозки иностранных болельщиков. После проведения работ по оптимизации программного обеспечения удалось существенно повысить безопасность пассажиров. Если в процессе движения на дороге возникала экстренная ситуация, водитель мог простым нажатием кнопки передать сигнал о случившемся в соответствующие службы. Точное местонахождение транспортного средства определялось приборами спутниковой навигации, — уточнил Антон Замков.

«Платон» снижает аварийность на дорогах

В последнее время на российских автодорогах участились аварии с автобусами. Так, в октябре на территории Тверской области было зафиксировано ДТП между маршрутным такси и автобусом. Трагедия унесла жизни тринадцати человек. После этого случая Минтранс вплотную подошел к решению вопроса обеспечения максимальной безопасности общественного пассажирского транспорта. Как вариант рассматривается возможность оснащения рейсовых автобусов различной вместимости бортовой мониторинговой аппаратурой «Платона».

— На протяжении длительного промежутка времени мы прорабатываем различные решения, направленные на снижение количества аварий с участием пассажирского транспорта. В настоящее время рассматривается возможность оснащения всех без исключения автобусов фиксирующими приборами системы «Платон». Это позволит нам быстро определять местонахождение конкретного перевозчика, контролировать процессы прохождения регистрации, накладывать штрафные санкции за несоблюдение норм безопасности. Также система сделает борьбу с нелегальными перевозчиками более эффективной, - высказал свою точку зрения министр транспорта РФ Дитрих Е.

Функциональное весовое оборудование

рамка весового контроля

Развивающаяся сегодня система АСВГК также сможет использовать инфраструктуру «Платона». На ближайшие шесть лет правительство запланировало оборудовать на федеральных дорогах 387 контрольно-весовых пунктов. При этом четверть из них будет основываться на сооруженных для «Платона» рамках. Перевозчики поддерживают мнение экспертов о том, что такой подход позволит продлить сроки эксплуатации дорог, сделает их более безопасными.

— Интеграция системы весогабаритного контроля с техническим оснащением «Платона» позволит государству сэкономить бюджетные средства. Подобный подход технически оправдан и вполне закономерен. Никаких сложностей при реализации этого проекта возникнуть не должно. Что касается преимуществ, то они очевидны: обеспечится защита дорог от разрушительного воздействия большегрузов, повысятся сроки эксплуатации дорожного полотна, - поясняла в своем недавнем выступлении представитель ООО «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова.

В основу внедрения и модернизации системы положены требования компаний и частных предпринимателей, осуществляющих грузовые автоперевозки по стране. По мнению главы МОЭС Бориса Рыбака, против АСВГК выступают те участники рынка, которые стремятся любым способом обойти установленные законом нормы и требования. Добросовестные перевозчики понимают необходимость создания удобной и абсолютно прозрачной АСВГК.