Широкофюзеляжные воздушные суда – основа эффективности грузовых авиаперевозок | ГА "Сократ"

С 11 марта 2024 меняются тарифы на перевозку не санкционных грузов сушей

Широкофюзеляжные воздушные суда – основа эффективности грузовых авиаперевозок

01.04.2019

Несмотря на появление большого количества видов пассажирских авиалайнеров, грузовые самолеты продолжат выполнять ключевые функции в цепочках авиаперевозок, сохранив за собой около 50% от общей доли рынка.

«Специализированные воздушные суда останутся основой мировой индустрии грузовых авиаперевозок, поскольку даже вместительные отсеки пассажирских самолетов неспособны удовлетворить существующий спрос на транспортировку грузов по воздуху», - отметил в ходе своего выступления на Всемирном симпозиуме IATA в Сингапуре Том Крэбтри, региональный директор Boeing Commercial Airplanes.

«Воздушные суда, используемые в пассажирских авиаперевозках, попросту не справятся с тем объемом грузов, которые проходят по основным торговым маршрутам. При этом рейсы большой протяженности часто не устраивают грузоотправителей по срокам, а экспедиторы стараются отдавать предпочтение контейнерным перевозкам, которые невозможно организовать посредством гражданской авиации», - добавил Крэбтри.

«Корпусы пассажирских самолетов не рассчитаны на транспортировку опасных и негабаритных грузов, определенные ограничения также связаны с их общей грузоподъемностью».

По мнению Крэбтри, для проведения аналитической работы мировой торговле не хватает информационной поддержки. Возможно, именно поэтому Boeing периодически инвестирует средства в консалтинговые компании, в число которых также вошло аналитическое агентство из Лондона Clarksons. Согласно подсчетам специалистов, ежегодно морской сектор обрабатывает порядка 12 миллиардов тонн грузов, из которых на контейнерные перевозки приходится порядка 1,9 миллиарда тонн.

«В настоящее время ведутся разработки контейнеровоза, способного принять на борт большой объем грузового трафика. Из достоверных источников известно, что этот вид воздушного транспорта будет выполнен из инновационного материала под кодовым названием Unobtainium. Благодаря особой конструкции и небольшой массе судно сможет развивать высокую скорость», - со ссылкой на громкие заявления о возможном вытеснении грузовых самолетов контейнеровозами заявил в ходе своего выступления Крэбтри.

«Чтобы быть в курсе всего происходящего в индустрии, мы пристально следим за отраслями грузовых авиаперевозок и контейнеровозов. И то, что этот сегмент рынка имеет свою специализацию, для нас не является открытием».

В рамках своей исследовательской работы компания Boeing проверила информацию о том, что из общего объема грузоперевозок на долю авиационного сектора приходится лишь 1%. Крэбтри согласен с тем, что третья часть мировых грузов транспортируется по воздуху, однако он считает, что на деле это «гораздо меньше 1%». 

«Невозможно выразить совами, насколько грузовые перевозки важны для функционирования отрасли коммерческой авиации», - сказал Том Крэбтри присутствующим. При этом он добавил, что доходность авиакомпаний, занятых в секторе грузовых перевозок, может достигать 90%. В качестве наглядного примера эксперт привел статистику 2017 года, согласно которой общий доход от авиаперевозок (100,2 миллиарда долларов) разделен на 4 сектора: курьерские перевозки (42,9 млрд долларов), комбинированные перевозчики (36,3 млрд долларов), грузовые операторы (9,1 млрд долларов) и пассажирские перевозки (11,9 млрд долларов).

«Таким образом, тем, кто всерьез рассчитывает зарабатывать деньги в секторе авиа доставки, для освоения наиболее прибыльных бизнес-моделей необходимо иметь как минимум три типа воздушных судов».

Кребтри также добавил, что на сегодняшний день средняя стоимость перевозки 1 кг груза авиатранспортом достигает $ 2. В секторе пассажирских перевозок тариф колеблется в рамках $ 4-10 за 1 кг. «В авиаперевозках контроль затрат имеет огромное значение, поскольку этот вид заработка считается достаточно сложным», - уточнил специалист.  

Также Том Крэбтри рассказал аудитории о том, что в сфере авиаперевозок существует понятие грузов «первой очереди» - это специальный термин, который используется при распределении грузопотока между промышленными предприятиями по всему миру. Значительное внимание при этом уделяется коммерческим и потребительским товарам, таким как одежда, фармацевтика, продукты с ограниченным сроком хранения.

«Это часть авиационного грузопотока, но основной доход в этом виде деятельности поступает от промышленного перемещения сырья и продукции между фабриками и заводами».

Проанализировав коммерческую информацию о деятельности 800 авиа грузоперевозчиков, эксперты Boeing пришли к выводу, что в нынешнем году рынок грузовых авиаперевозок составит 3,8-4%. В сравнении с прогнозом IATA (3,5%) эти данные выглядят более оптимистично.

Приводя данные IATA Cargo Intelligence Solutions, Крэбтри заявил, что с 2016 года прибыльность всей авиационной отрасли возросла на 22% (речь идет о соотношении цены $/кг). «Еще три-четыре года назад доходность этого сектора была довольно высокой», - отмечает эксперт.

Но в промежутке 2011-2013 произошел так называемый «большой застой», который, по мнению Крэбтри, стал причиной снижения среднегодовых темпов роста авиаперевозок до 5%. На ближайшие 20 лет Boeing прогнозирует удержание темпов роста на отметке в 4,2%. 

Предполагается, что на протяжении этого двадцатилетнего периода лидирующие позиции сохранят за собой рынки Азиатско-Тихоокеанского и Европейского регионов. Стремительно развивающийся внутренний рынок Восточной Азии с пятого места переместится на третье. Постепенно контейнерные и авиационные перевозки заменят железнодорожный и автомобильный транспорт.

«Несмотря на определенные сложности и особенности, получить прибыль на этом рынке вполне реально».

Из 22000 авиалайнеров, пребывающих в эксплуатации последний квартал 2018 года, менее 18% составляют широкофюзеляжные ВС, на долю контейнеровозов приходится порядка 7,6% всего мирового объема скоростного коммерческого транспорта. 
 
Продолжается увеличение количества грузовых судов, несмотря на то, что пассажирские широкофюзеляжные самолеты, курсирующие по рейсам средней и большой протяженности, неплохо справляются с основным объемом задач в сфере грузоперевозок.

Согласно предварительным прогнозам, из 2650 грузовых судов, которые должны сформировать моровой флот к 2037 году, около 1000 придется на новые самолеты, а порядка 1650 единиц будут переоборудованы в пассажирские с вместительными грузовыми отсеками.

Крэбтри убежден в том, что «не все лайнеры с одинаковой грузоподъемностью обладают равными возможностями». В качестве примера он привел пассажирский самолет Boeing 777X, грузовой отсек которого рассчитан на транспортировку восьми поддонов. «Как и в грузовом Boeing 737, стандартная нагрузка здесь не должна превышать 40-50%». 

«Таким образом, количество провозимых грузов особо не ограничивается, но существуют сложности с обеспечением некоторых наиболее востребованных азиатских маршрутов, курсирующих, например, из Бангкока в Гонконг, Шанхай, Сингапур, Нариту, Инчхон», - уточнил специалист.

«Два мировых гиганта – Airbus и Boeing – огромное внимание уделяют созданию широкофюзеляжных пассажирских авиалайнеров. Однако в современных условиях, когда повышенным спросом начинают пользоваться коммерческие воздушные грузовые авиаперевозки, не стоит забывать о значимости грузовых самолетов», - завершил свое выступление на всемирном симпозиуме в Сингапуре представитель Boeing.