Польша грозит закрыть границу для российских грузоперевозчиков

14.06.2014

В ответ на действия России, связанные с ограничением польских перевозчиков путем введения книжек МДП, власти Польши могут аналогично закрыть границы страны для российских фур, знак TIR (МДП) на которых отсутствует. Именно такой вариант в качестве основного решения рассматривает кризисный штаб, в составе которого - представители соответствующего Министерства, а также грузоперевозчики из Польши.

В России вопрос с введением книжек МДП, предотвращающих многочисленные формальности и значительно упрощающих оформление международных грузоперевозок, пока «висит в воздухе». Российской таможенной службе всячески препятствует АСМАП, выполняющая в России функции оператора системы TIR. Таким образом, на территории РФ невозможно использовать эти транзитные документы. Несмотря на обращение Дмитрия Медведева к Андрею Бельянинову, начальнику ФТС, с просьбой решить этот вопрос в ближайшее время, замена АСМАП пока так и не найдена.

В конвенцию TIR входит 68 государств (включая Евросоюз), которые в большинстве своем уверены в желании России добровольно отказаться от применения книжек МДП. К тому же, многие участники транспортной отрасли и представители организации IRU обвиняют Россию в стремлении ввести собственные таможенные обязательства, менее прозрачные и более дорогие, нежели система TIR. Впрочем, это вполне оправданные умозаключения: достаточно вспомнить настойчивое желание руководства ФТС функции АСМАП передать хорошо «прикормленному» «РОСТЭКу».

Как сообщили представители польского Министерства регионального развития, на ближайшее время намечено несколько встреч с российским правительством, основной темой которых станет решение вопроса свободного прохождения грузового транспорта между Россией и ЕС. В ожидании этой даты правительство Польши и перевозчики беспокойно посматривают на календарь.

Также в Польше опасаются других потерь, которые могут стать результатом отказа России: операторы системы viaTOLL подтверждают, что на дороге S22, соединяющей Калининградскую область с Эльблонгом, около 37% сборов вносят заграничные водители (в основном – российские). На дороге S12, проходящей недалеко от Люблина, аналогичный показатель составляет 26%. Все эти средства направляются в дорожный фонд края, который финансирует модернизацию и строительство дорог. Иными словами, Польша рискует остаться без значительного источника поступления средств.