Остановка грузоперевозок между Россией и Польшей: причины и риски

24.02.2016

В первый день февраля завершился период действия польско-российского соглашения о транзитной перевозке грузов. Варшавский раунд переговоров о возобновлении транспортировки оптимальных результатов не дал, и стороны намерены продолжать улаживать данный вопрос и все же прийти к компромиссу.

Если этого не произойдет, перевозчики обеих стран окажутся перед серьезными рисками. Как указывают эксперты, не исключены и простой или снижение объема выпуска продукции на предприятиях, и дефицит некоторых товаров. Если же появится потребность в изменении логистических схем, подорожания тоже не избежать.

Это понимают обе стороны, но договориться о числе перевозчиков на 2016 год пока не получается. Российские переговорщики вносили предложение о продлении срока действия разрешительных документов до 15 февраля, однако польские представители не согласились с этим. Польша решила только предоставить возможность грузовикам, которые въехали на территорию страны до 31 января, возвратиться в страну регистрации не позднее 15 февраля.

Стоит напомнить, что представители российского и польского транспортных ведомств не могут достичь компромисса еще с осени 2015-го. В частности, в письме, полученном Минтрансом РФ 27 января, польская сторона высказала недовольство изменениями в законодательство Российской Федерации и потребовала изменить новые нормативные акты по отношению к польским грузоперевозчикам.

Надо сказать, принятые документы направлены, прежде всего, на устранение «дыр» в законах, используя которые нечестные иноземные перевозчики могли практически беспрепятственно завозить в РФ продукцию из-за рубежа, прикрываясь двусторонним  режимом льгот. Нередкими оказывались и новое оформление документации, и поддельные накладные бумаги, и прочие ухищрения незаконопослушных перевозчиков.

Законодательные «дыры» способствовали потере позиций на международном рынке. Как считают эксперты сферы логистики Калининграда и Калининградской области, не исключено, что решение вопроса с разрешениями польские специалисты затрудняют намеренно.  

На неконструктивную, по их мнению, позицию делегации из Польши указывают представители Ассоциации международных автоперевозчиков, напомнившие о том, что в октябре встреча была отменена после того, как представители из России уже прибыли в Варшаву, а следующие переговоры, проходившие в Светлогорске, были прерваны польской стороной спустя всего лишь два часа после старта.

Стоит отметить, что данная ситуация является очень тревожной для Калининградского региона. Более 60% продукции из других стран поступало сюда через польскую территорию. Чаще всего транспортировались строительные материалы, продукты питания и товары каждодневного спроса.

Ныне в Калининград через территорию Польши ввозятся автозапчасти и продовольствие, и даже незначительные проблемы с транспортировкой имеют следствием повышение цен.

Руководитель комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской ТПП Леонид Степанюк рассказал, что, например, специальную муку для приготовления пиццы и особые сухари для панировки, которые не производятся ни в области, ни во всей Российской Федерации, постоянно ввозили из европейских стран. Именно из ЕС транспортировались также техника и детали для нефтяной промышленности и автомобилестроения, и ныне логистические компании стоят перед необходимостью выстраивать новые максимально оптимальные маршруты в обход Польши.

При этом возникают и проблемы доставки грузов из самой этой страны. Право на транспортировку придется передать иностранным перевозчикам, получившим соответствующие разрешения – например, из Белоруссии, Литвы и Германии. Правда, им невыгодно отправляться в Калининград, возвращаясь порожняком, а грузов из России почти нет. Поэтому ставка может быть значительно повышена, поскольку перевозчикам, кроме холостого пробега, необходимо будет покрыть еще и продолжительное нахождение в Калининградской области для оформления документации.

Как указывают аналитики, даже если логистическая система будет организована идеально, минимальное подорожание все равно станет составлять как минимум 50%, а иногда – даже увеличится вдвое.

Впрочем, нечто подобное представители транспортных компаний уже проходили в 2012-ом, когда вдвое было сокращено количество полученных разрешений. Тогда тоже переговоры оказались долгими, и в итоге было решено выделить калининградцам 15 тысяч дополнительных разрешений, чего оказалось вполне достаточно для спокойной деятельности грузоперевозчиков. Однако, как указывает Леонид Степанюк, ныне совсем иная ситуация, действуют санкции и важно, чтобы не одни лишь экономисты, но и политики смогли договориться между собой. Профессионалы рынка получат огромное количество выгод, если смогут прийти к компромиссу. Согласно мнению калининградских специалистов, вопрос с их регионом надо рассматривать в первую очередь, выделив его из общероссийской проблемы.