Очередной виток в развитии грузотранспортных отношений между соседними государствами

26.10.2017

Сложные переговоры с Польшей о возможности выполнения транспортировки грузов по так называемым «дозволам» завершены, непродолжительная передышка сулит начало очередного кризиса в отношениях с соседним государством. И несмотря на то, что разрешения получили лишь единицы, калининградские грузоперевозчики смогли разглядеть во всем этом положительные моменты. В этом материале мы попытаемся подробно разобраться в сложившейся на рынке ситуации.

Проблемы с получением «дозволов» - привычное явление, происходящее преимущественно в первые дни наступившего года, после очередного истечения их сроков. Это происходило в 2011 году из-за отсутствия договоренностей между Министерствами транспорта Польши и России. Тогда обсуждение проблемы между представителями двух государств безрезультатно велось на протяжении четырех месяцев, транспортировка грузов по территории соседнего государства оказалась под запретом, несмотря на наличие у многих российских грузоперевозчиков разрешений, выданных в 2010 году. Долгое время ситуация на рынке оставалась критической. Первых договоренностей удалось достичь лишь в начале февраля.

Стоит отметить, что подобное положение дел характерно не только для российско-польских отношений – так поступает любое государство, стремящееся обеспечить экономическую поддержку местным грузоперевозчикам. Тем не менее, для Калининградской области это всегда проходит гораздо острее и болезненнее, поскольку транзитные грузоперевозки по территории Польши здесь имеют исключительно важное значение. Во время кризиса 2011 года местные жители были всерьез обеспокоены возможным подорожанием продуктов питания из-за увеличения транспортных расходов, и губернатору приходилось неоднократно отчитываться о запасах продовольствия в регионе.

К слову, шесть лет назад польским грузоперевозчикам было выдано на 40 тысяч меньше разрешений от желаемого количества (150 тысяч), что позволило им совершить 24 тысячи перевозок вместо 66 тысяч. Для России тогда количество полученных разрешений осталось на уровне предыдущего года (около 150 тысяч, из которых 2,5 тысячи составили разрешения на транзит). Между тем, для Польши транзитная транспортировка грузов на протяжении последнего десятилетия по степени важности остается одним из приоритетных вопросов.

Неудивительно, что в 2016 году история повторилась, транспортировка грузов вновь остановлена. Переговоры тогда проводились в два этапа, и ни один из них – ни декабрьский в Польше, ни январский в Калининградской области – не принесли никаких результатов. Более того, на последней встрече представители Польши поприсутствовали всего два часа (вместо предполагаемых двух суток). Не состоялось заседание и по прошествии нескольких недель в Гданьске (вновь по причине отказа с польской стороны). Определенные сдвиги во всем этом процессе произошли лишь в конце февраля, а подписание соглашения состоялось лишь в апреле.

Как ни странно, ноябрьские переговоры, связанные с «дозволами» на текущий год, были проведены без существенных эксцессов. Обе стороны продублировали количества выданных разрешений прошлого года. И Польша, и Россия получили по 190,5 тысяч разрешений. При этом Польша на транзит получила 48 тысяч разрешений, а Россия – 10 тысяч.

Однако первая неожиданность произошла уже осенью: полученные россиянами «дозволы» внезапно завершились. И это при том, что каждая транспортная компания новое разрешение получает только после использования выданного раннее. Впрочем, калининградские транспортники смогли разглядеть в этом положительные моменты. По мнению Леонида Степанюка, руководителя транспортного комитета ТПП Калининграда, это свидетельствует об ускорении экономического развития страны. На одном из заседаний он заявил, что с подобным в своей многолетней практике еще не сталкивался. Со «скрипом» были проведены новые переговоры, в ходе которых польская сторона настаивала на увеличении «дозволов» на транзит, который интересует их больше всего. Калининградцев это направление «мало интересует» - в большей степени из-за того, что РФ за последние годы прекратила сотрудничество со многими странами (в силу известных причин). Так, от Италии и Германии российские транспортники уже и не ждут разрешений на перевозку грузов.

Итогом переговоров стало принятие предварительного решения: россияне получат 20 тысяч «дозволов» на транзит, а поляки – менее 10 тысяч. Выдача этих разрешений должна быть завершена 31 сентября. До начала процесса выдачи транспортные компании Калининградской области предполагали использовать оставшиеся «дозволы». Степанюк отметил, что в настоящее время региональные перевозчики имеют порядка шести тысяч данных документов (срок действия которых ограничен двумя месяцами). Являясь руководителем крупного транспортного предприятия, он также предполагает, что до начала момента выдачи разрешений на следующий год перевозчики в оставшийся период года нынешнего будут выбирать маршруты максимальной протяженности (являющиеся более выгодными). То есть, на рынке транспортировки грузов из Польши локальный кризис вполне реален, и его различные проявления также могут затронуть население Калининградской области.

Впрочем, суть нынешних проблем заключается не только в том, что поляки заинтересованы исключительно в транзитных перевозках. Как отметил заместитель главы региональной АСМАП Андрей Литвинов, поляки вообще не стремятся искать пути решения каких-либо задач, ориентируясь исключительно на проблемы польских транспортных компаний в России. К примеру, в соседнем государстве считают, что российская транспортная инспекция и таможенная служба относятся к ним неоправданно жестко и предвзято. И пока поляки уперто отстаивают свои права, российские соседи используют сложившуюся ситуацию в своих интересах. «Российские транспортники тоже на протяжении длительного времени пытаются достичь консенсуса с местными контролирующими органами, но пока безуспешно», — отметил Литвинов. Если грузоперевозчикам из Польши удастся добиться пересмотра мер в сторону их смягчения, калининградцы также ощутят положительные изменения, считает он.

В ближайшем времени должны состояться новые переговоры по поводу «дозволов»: транспортные компании подсчитали, что двадцать тысяч разрешений закончатся по прошествии полутора месяцев. Да и о новых «дозволах» на год грядущий следует позаботиться заблаговременно. Впрочем, здесь польская сторона также может оказаться не в лучшем положении.