Литва может в любой момент отказаться от транзитных грузов из РФ и Беларуси | ГА "Сократ"

С 11 марта 2024 меняются тарифы на перевозку не санкционных грузов сушей

Литва может в любой момент отказаться от транзитных грузов из РФ и Беларуси

07.03.2023

В ближайшем будущем ожидается полный отказ от перевозок по территории страны грузов из России и Беларуси. Об этом высказался президент государства.

Транзит всегда считался одним из ключевых доходов прибалтийских стран – Эстонии, Латвии, Литвы, которые за счет географического расположения имеют возможность быть "мостом" между восточными и западными государствами и при этом зарабатывать на перевозке грузов. Но сейчас все идет к тому, что прибалтийское правительство перестанет даже пускать товары из РФ через свою территорию. Согласно заявлениям литовского президента, полный отказ от российского и белорусского транзита может произойти "хоть завтра".

Что будет с калининградским транзитом?

Между тем, губернатор Калининградской области заявляет, что отказ прибалтийского государства от ж/д транзита из РФ и Беларуси не затронет регион. Представители МИД, РЖД осуществляют отработку сигналов, поступивших с литовской стороны, контактируют с Литвой и Европой. И по информации на сегодняшний день, это не коснется калининградского транзита. Губернатор сообщил, что, по словам руководителя железной дороги Калининграда, грузы в адрес региона продолжают идти.

С чего все началось?

Скандал с транзитными грузами через литовскую территорию возникает не впервые. Летом 2022 года государством была запрещена транспортировка части товаров из РФ в Калининградскую область через Литву. Ограничения коснулись техники, косметики, стройматериалов и иной продукции, входящей в санкционные списки. Когда были введены данные ограничения, произошло снижение трафика перевозки грузов автотранспортом и по железной дороге с основой территории России в Калининградскую область приблизительно на 30%. Однако если рассматривать этот вопрос с точки зрения международного права, остановка перевозки транзитного груза была незаконной. В результате немецкое правительство потребовало от прибалтийского государства отмены на запрет транспортировки товаров в Калининград.

На сегодняшний день власти Литвы, учтя прошлый неудачный опыт, приняли решение не трогать Калининградскую область. Вместо этого в государстве планируется отказ не только от санкционных, но и от любых других грузов, отправляющихся из РФ и Беларуси транзитом через Прибалтику. Эгидиус Л., занимающий пост генерального директора компании "Литовские железные дороги", заявил, что государство не желает сотрудничать с клиентами риска и получать прибыль любой ценой. Основной приоритет страны – максимально отстраниться от белорусских и российских рынков.

Премьер-министром прибалтийской страны было подтверждено, что "Литовские железные дороги" имеют право на отказ от перевозки товаров из России и Беларуси по территории Прибалтики. Но было подчеркнуто, что, прежде всего, речь идет о транспортировки удобрений. Однако не исключено, что российский и белорусский транзит через Литву будет полностью остановлен.

Эксперты сообщили, что за весь период с начала СВО потоки товаров из России через Прибалтику были сокращены до минимума. Разумеется, и на данный момент часть транзитных грузов идет через литовскую территорию, однако эти объемы незначительны. На сегодняшний день такие грузы отправляются в северо-западные или южные порты России.

Следует отметить, что особо критичной для РФ приостановка транзита по ж/д через Литву не станет. Больший урон понесет сама литовская сторона. При полном отказе от транспортировки российских и белорусских товаров их железным дорогам попросту будет не на что жить.