Власти предпринимают попытки легализовать рынок грузоперевозок, а также собираются внести изменения в порядок транспортировки пищевых и непищевых грузов

13.08.2018

Отсутствие порядка на дорогах в целом и в отрасли перевозки грузов в частности вынуждает правительство переходить к более жестким мерам, направленным на пресечение возможности нарушителям закона выезжать на российские трассы. Как стало известно, в настоящее время чиновниками готовится законопроект, который позволит сделать отечественный рынок грузовых автоперевозок цивилизованным. Цель принятия указанного законодательного акта: искоренение теневого рынка. Эксперты полагают, что это позволит сделать российские дороги более безопасными. Помимо этого, запланированные нововведения помогут привлечь в бюджет дополнительные средства. Среди перевозчиков слухи о предстоящих изменениях вызвали весьма противоречивые настроения: одни смотрят на них положительно, а другие уже сейчас занимаются поиском путей обхода новых правил.

Неконтролируемая отрасль

Точная структура рынка автомобильных грузоперевозок неизвестна ни руководству страны, ни самим перевозчикам. Как отмечают представители общероссийского аналитического агентства, на начало текущего года количество грузового транспорта в стране достигло почти 4 миллионов (3,73 млн.), из них чуть менее половины (1,75 млн.) принадлежат физическим лицам.

В нынешних условиях именно частные автоперевозчики провоцируют возникновение основной части проблем на рынке. Алгоритм их появления выглядит следующим образом: некоторое время проработав в предприятии, водитель покупает грузовик и начинает брать заказы в частном порядке.

Подобная практика – весьма распространенное явление, о чем свидетельствуют тысячи объявлений от частников в разделе грузоперевозок популярного ресурса Avito. При этом в каждой подобной публикации потенциальному клиенту предлагаются услуги быстрой доставки всех типов грузов по гораздо меньшей цене, чем это готовы сделать официально зарегистрированные транспортные компании в Калининграде. Не менее популярной схемой поиска клиентов среди работающих в частном порядке водителей является обращение к услугам диспетчеров-посредников, которые находят грузоотправителя и передают его заказ дальнобойщику, получая от сделки свой процент.

Сегодня всех работающих в стране перевозчиков можно разделить на три категории: транспортные предприятия, официально зарегистрированные предприниматели (ИП), частные водители (физические лица). К представителям первых двух категорий у государства нет особых претензий. Их деятельность законодательно отрегулирована и находится под постоянным контролем в соответствующих органах.

Отследить активность частников гораздо сложнее, чем многие из них и пользуются с целью обхода действующей системы налогообложения. Как отмечают эксперты, в сегменте автомобильных грузоперевозок ежегодный размер недополученных госбюджетом РФ средств составляет около 500 миллиардов рублей.

Реестр перевозчиков

Предполагается, что разрабатываемый проект закона позволит очистить рынок от так называемых «теневых» участников. Чтобы попасть в новый реестр, перевозчику придется выполнить ряд установленных требований. О необходимости перехода к активным действиям и регулирования сложившейся в отрасли ситуации на законодательном уровне выступили члены объединения перевозчиков «Грузавтотранс».

Как отметил глава ассоциации Владимир Матягин, принимая решение о возможности оказания услуг в сфере автомобильных грузоперевозок, человек должен иметь представление об особенностях функционирования этого бизнеса – одним лишь опытом вождения здесь не обойтись.

Данная сфера имеет ряд экономических нюансов, регулируется множеством законов и подзаконных актов – все это необходимо знать и брать за основу предоставления услуг. Очень важно, чтобы любая операция в этом бизнесе подтверждалась соответствующими сертификатами и документами. В настоящее время ничего этого нет, и зачастую услуги транспортировки грузов предоставляют лица, абсолютно не разбирающиеся в этой деятельности.

«Основу преобразований должна составить уже функционирующая система допуска к осуществлению международных перевозок. Просто необходимо адаптировать ее под возможность применения внутри страны», — уточнил Владимир Матягин. Помимо этого, одним из ключевых условий допуска на рынок должна стать регистрация предприятия или индивидуальной предпринимательской деятельности.

Вывести частников из тени также поможет закон, ограничивающий использование физическими лицами большегрузного транспорта (более 2,5 т) для предоставления услуг в сфере доставки грузов. Официально зарегистрированных перевозчиков обяжут систематически предоставлять в контролирующие органы отчеты о состоянии здоровья водителя и техническом состоянии транспортного средства. В число обязательных требований для допуска перевозчика к работе станет оснащение автомобилей системами спутниковой навигации, технологией «Платон» и тахографами. Ежегодно субъекту предпринимательской деятельности в сфере грузоперевозок придется проходить специальную аттестацию, связанную с подтверждением его правовых, финансовых, технических аспектов.

Конечно, инициаторы закона понимают, что резкое внедрение новой системы чревато для рынка серьезными потрясениями, поэтому в их планы входит разработка своеобразного переходного периода.

Каковы перспективы?

Транспортные компании возлагают на новый закон большие надежды. «Все участники рынка должны следовать единым правилам. Но пока получается, что тяжелое налоговое бремя несем лишь мы», — отметил бизнесмен, владелец двух грузоперевозочных предприятий в СПб Илья Романов.

Он также добавил, что частники не способны достойно конкурировать с компаниями из-за низкого сервиса. А ведь это является залогом сохранности грузов и гарантией строгого соблюдения сроков – при таких условиях владельцы грузов согласны платить немного больше.

Лица, предоставляющие услуги доставки грузов в частном порядке, дают объяснение своим попыткам работать в обход закона. «Уплата всех налогов для меня обозначает отсутствие прибыли и работу в убыток. Повышение тарифов ни к чему хорошему не приведет – потенциальный клиент уйдет к конкурентам», - поделился своим мнением по этому поводу частный перевозчик Иван.

При этом он добавил, что для контролирующих органов нарушители являются одним из основных источников заработка. Разумеется, нелегального.

Потенциальные клиенты грузоперевозчиков делают о предстоящих нововведениях весьма противоречивые выводы. «Конечно, в этом сегменте рынка очень не хватает порядка, но и обращаться в надежные компании, поднимая стоимость перевозки контейнера на 40 долларов, нам тоже бессмысленно. В связи с этим мы вынуждены обращаться к услугам частных водителей, устанавливающих более лояльные тарифы», — рассказал Сергей Лонцих, руководитель компании, специализирующейся на погрузке/выгрузке судов.

«Сложившаяся сегодня ситуация на рынке автомобильных грузоперевозок объединила интересы разных сторон. Государство испытывает необходимость в наполнении бюджета, транспортники устали от недобросовестной конкуренции, а простым людям нужен качественный, безопасный и доступный сервис. Запланированные изменения смогут все это обеспечить. Опасаться их стоит лишь тем, кто в стремлении получить максимально высокую прибыль пытается обойти закон. Потребителю, несомненно, стоит готовиться к увеличению тарифов, однако эти издержки будут оправданы увеличением безопасности и снижением смертности на дорогах», - уточнил С. Петросян, представитель компании «Совавто - С. Петербург».

«Основной проблемой регистрации перевозчиков может стать вытеснение из рынка представителей среднего и малого бизнеса. Не выдержав подобной нагрузки, часть из них обанкротится, а часть самостоятельно прекратит деятельность. Это лишь усилит влияние крупных компаний, которые не только избавятся от конкурентов, но и станут монополистами в данном сегменте», - высказал свои опасения глава «ТК Магистраль» Денис Силаев.

Появилась возможность снизить дорожный трафик

Еще одно нововведение ожидает участников рынка грузовых и авиа перевозок в связи с изменением регламента транспортировки продовольственных и промышленных товаров. Как стало известно, в скором времени грузы пищевой и непищевой групп можно будет перевозить в одном транспортном средстве. Эксперты убеждены, что это положительно отразится на предпринимательской деятельности, а также позволит снизить загруженность автомагистралей.

Безопасность перевозки продуктов питания в зоне Евразийского экономического союза регулируется отдельными пунктами технического регламента, в которых обозначена возможность транспортировки грузов разных категорий «в одном кузове». Для этого необходимо исключить вероятность их соприкосновения, а также обеспечить сохранение всех изначальных характеристик продуктов питания. Впрочем, в России подобная возможность игнорируется: несмотря на членство в ЕАЭС, РФ по прежнему придерживается стандартов советского времени, согласно которым для перевозки разных групп грузов используются отдельные автомобили.

Между тем, контролирующие органы (Роспотребнадзор, ЕЭК) полностью признают преимущество техрегламента над национальными нормами.

- Требования нового издания правил адаптированы под основные положения техрегламентов Евразийского экономического союза. В настоящее время проходит процедура их одобрения в соответствующих инстанциях. Скорее всего, с 1 сентября они вступят в действие. Для бизнес-среды это означает заметное снижение издержек, – считает член комиссии ЕЭК Илья Черный.

Его мнение полностью разделяет А. Виноградов, представляющий логистический факультет НИУ «Высшая школа экономики». При этом эксперт считает, что данная мера не только снизит затраты предприятий, но и позволит разгрузить федеральные дороги.

- В настоящее время около 20% ежедневного трафика приходится на спецтранспорт, осуществляющий доставку различных грузов. Разумеется, это средний показатель по стране – есть трассы более или менее загруженные. В любом случае, цифра внушительная. Сокращение количества грузовых автомобилей хотя бы на 50% всем участникам дорожного движения принесет ощутимое облегчение, - отметил К. Трофименко, возглавляющий исследовательский центр по изучению особенностей организации транспортных сообщений в мегаполисах.

Стоит отметить, что в текущем году Евразийская экономическая комиссия также должна пересмотреть и адаптировать под новые «дорожные карты» (принятые на ближайшие два года) всю транспортную политику.