Возможность создать режим открытого неба с седьмой степенью свободы воздуха рассматривается сейчас властями Калининградской области в тандеме с владельцем аэропорта «Храброво». По информации ТАСС, такое заявление было озвучено Алексеем Ржановым, замминистра по развитию инфраструктуры. Резонансное заявление было сделано в среду, 11.09.2019 года в рамках 11 Балтийского транспортного форума, что прошел в Калининграде.
По словам замминистра, нынешний режим с 5 степенью свободы воздуха будет действителен в регионе до 2021 года. В рамках услуги иностранные авиакомпании имеют возможность осуществлять погрузку и выгрузку товаров, почты, перевозку пассажиров не только для своих государств, но также и в третьи страны. При этом, правило распространяется как на вывоз, так и на ввоз в Калининград. Развитие 5го уровня свободы неба по словам губернатора области позволяет повышать привлекательность региона для транспортных компаний и получать больше отечественных и зарубежных авиаперевозчиков грузов.
Как было неоднократно замечено, международный аэропорт «Храброво» довольно часто вызывает интерес у перевозчиков, которые готовы и открывают тут свои направления, но довольно быстро, по разным причинам, прекращают работать в сегменте. Губернатор Антон Алиханов уверен, что режим 5й свободы позволит экспериментировать и развивать направление более активно. Это подтверждает и практика работы.
Седьмая свобода неба
Изначально на конвенции по свободе пространства в воздухе рассматривалось 2 вида систем. В рамках IASTA предложили соглашение, которое к 2007 году подписало 127 стран, а к 2017 более 200. Кроме того, появилось 3, 4 и 5 система свободы воздуха. А чуть позже – 6 и 7. С недавнего времени довольно ярко выражен интерес к вероятности появления седьмой свободы на территории России. Такой запрос поступает как от российских, так и от зарубежных перевозчиков. Наличие этой услуги позволяет не лететь в страну базирования перевозчика, а совершать трансфер между разными странами.
Модернизация «Храброво» позволяет воплотить такую услугу. Аэропорт был полностью реконструирован и представляет собой масштабное здание с большим количеством терминалов, ангаров и взлетно-посадочных полос. Мощности предприятия в полной мере соответствуют требованиям к материально-техническому обеспечению аэропорта для открытия седьмого уровня свободы неба.
Прием воздушных судов всех типов, повышенная безопасность, автоматизация на всех уровнях – «Храброво». Кроме того, тут находится современное навигационное и аэродромное оборудование, с помощью которого можно принимать суда даже в тяжелых погодных условиях. Комплекс представляет собой современный тип здания, пассажиропоток которого за 2018 год составил 2 000 1000 человек. А в 2019 ожидается его увеличение, по предварительным данным, к концу года количество пассажиров составит 2 300 900 человек.
Комплекс обеспечивает перевозки по самым разным направлениям:
- Москва.
- Санкт-Петербург.
- Ростов-на-Дону.
- Екатеринбург.
- Краснодар.
- Воронеж.
- Сочи.
- Нижний Новгород.
- Пермь.
А также международные пассажирские и грозовые перевозки, в такие города, как Рига, Ташкент, Минск, Варшава и многие другие. В 2020 году планируется расширить географию следования за счет реконструкции некоторых терминалов и подписания новых соглашений. К моменту создания седьмого воздушного пространства, самолеты из Калининграда будут совершать перелеты не только по Европе, но и в Азию.
Что такое «свобода воздуха»
Термин обозначает вид правового регулирования, в рамках которого коммерческая деятельность в воздухе над определенной территорией иностранной страны осуществляется беспрепятственно судами другого государства. Впервые этот термин был использован еще в 1944 году на Чикагской конвенции, где речь шла о развитии и перспективах гражданской авиации. Под термином свобода воздуха подразумевалось, что все суда иностранных государств получат прямое право на транзитное пересечение воздушного пространства в случае беспосадочного полета.
Позже к этому присоединили другую услугу – транзитный пролет с правом посадки в некоммерческих целях. Изначально эта опция имела под собой практическую основу – топливная система самолетов далеко не всегда была рассчитана на долгие расстояния и посадка в другом государстве была вполне целесообразным действием. С развитием международного бизнеса, свобода воздуха стала частью бизнеса стратегии государств. Она открывает новые возможности для получения прибыли от частных перевозчиков: спецтехника, пассажирские лайнеры. На текущий момент свобода воздуха предполагает целый ряд вероятных опций:
- Посадка и высадка пассажиров на территории чужого государства.
- Перевозка пассажиров, багажа, почты между третьими странами.
- Перевозки между аэропортами одного государства.
- Беспосадочные и посадочные транзитные полеты.
- Посадка в некоммерческих целях.
Если над Хабаровским краем будет открыта седьмая свобода воздуха, то это повысит ценность региона для иностранных компаний, а также откроет новые возможности для отечественных и западных транспортных организаций.
Выводы
На самом деле, седьмая свобода воздушного пространства используется достаточно редко. Дело в том, что это не особенно выгодно авиакомпаниям, которые осуществляют перевозки пассажиров. Исключение в этом сегменте представляет только Европа. Так как на территории действия Европейского Союза действует именно этот закон. Это связано с небольшими размерами стран, расположенных в зоне действия ЕС.
Чаще всего самолеты местных авиакомпаний совершают рейсы не только по маршруту из/в свою страну, но и далеко за ее пределами, курсируя между третьими государствами. В первую очередь это выгодно бюджетным перевозчикам, но крупные авиакомпании также предпочитают такую модель трансфера, компенсируя траты за счет дальних перелетов. Так, к примеру, организация Ryanair осуществляет огромное количество подобных рейсов. Также аналогичные соглашения по свободному воздушному пространству подписаны и в ряде других стран Европы и Азии: Великобритания, Сингапур.
Развитие направления на территории Российской Федерации позволит существенно увеличить оборотоспособность предприятий и расширить географию следования. Кроме того, седьмое воздушное пространство – отличный инструмент для повышения ликвидности аэропортов, на которые идут колоссальные затраты из госбюджета. Комплекс «Храбров» – это лишь начало мощной реконструкции всей авиационной системы РФ.