Решен межгосударственный конфликт в сфере транспортировки грузов | ГА "Сократ"

С 11 марта 2024 меняются тарифы на перевозку не санкционных грузов сушей

Решен межгосударственный конфликт в сфере транспортировки грузов

04.07.2017

Недавний конфликт между странами, который произошел из-за принятия Россией федерального закона, отстаивающего права отечественных автоперевозчиков, наконец-то исчерпан. Обе стороны пришли к мнению, что необходимо обменяться равным количеством квот на автоперевозки. Однако, главным вопросом было не количество разрешений, а именно закон, который категорически не воспринимался польской стороной. В конце концов, ей пришлось отступить.

В ходе последней встречи обе стороны пришли к компромиссному решению, заключающемуся в выделении для каждой страны по 170 тысяч разрешений на транспортировку грузов автомобилями в течение нынешнего года. Как утверждают в Министерстве транспорта, данная цифра соответствует количеству товарооборота между странами за последние три года.

Российские автоперевозчики получили квоту в виде 160 тысяч разрешений на двусторонний транзит и перевозки, а также дополнительные 10 тысяч разрешений на грузоперевозки в/из стран, не принимающих участие в соглашении. Транспортные компании Польши получили 140 тысяч двусторонних разрешений и 40 тысяч на грузоперевозку товаров в/из стран, не принимающих участие в соглашении.

Как отметил представитель российского Минтранса Николай Асаул, никаких других изменений или дополнений законодательной базе не требовалось. На этот раз польскую сторону все устроило.

Напомним, что первая процедура обмена квотами состоялась в апреле. Это произошло после того, как новый приказ Минтранса РФ прошел регистрацию в Министерстве юстиции и официально вступил в силу.

Со слов представителей Минтранса следует, что польская сторона была вынуждена согласиться со всеми условиями первоначального договора. Соответственно, Россия одержала пусть и небольшую, но все же победу в этом противостоянии грузоперевозчиков. Но главным является тот факт, что этот бардак, принесший много проблем российской и польской стороне, наконец-то закончился. Как отмечают специалисты, навести порядок в грузоперевозках можно было еще год назад, если бы в 2016 году поляки подписали предложенное соглашение. Вместо этого, они принялись устраивать саботажи и ставить непонятные ультиматумы, что привело к временному прекращению перевозок и необходимости проведения переговоров.

Прежде представители Польши практически требовали увеличения квот для своих водителей и это в условиях введения санкций, которые привели к падению товарооборота между двумя странами. Россия все это время требовала предоставления равного количества квот для обеих сторон.

Но камнем преткновения стал федеральный закон 362, принятый для того, чтобы оказать поддержку отечественным перевозчикам, которые остались в крайне невыгодном положении. Польская сторона, не желая терять преимущество, потребовала незамедлительной отмены этого закона.

Как стало известно, польские водители оформляли товары из третьих стран, как отгруженные из Польши, и завозили их в соответствии с двухсторонней договоренностью (используя предусмотренные льготы). Ухищрения были самые разные, вплоть до подделки документации. «Более всего полякам приглянулась схема следующего образца: груз, вывозимый из Чехии (принадлежащий третьей стороне), они оформляли, как отгруженный в Польше, предварительно подготовив фиктивную сопроводительную документацию. Таким образом, польский перевозчик получает у российской стороны не специальное, а двустороннее льготное разрешение на ввоз груза», - поясняет представитель АСМАП.

Несложно догадаться, что по этой схеме польские перевозчики перевезли в Россию гораздо больше европейских товаров, нежели оговорено в соглашении. Это же повлекло за собой существенный спад активности среди отечественных транспортных компаний, оказавшихся без грузов и неспособных конкурировать с польскими коллегами. В итоге поляки совершили около 70% двухсторонних перевозок, оставив на долю российских компаний лишь 30%.

В соответствии с новыми требованиями, подобные махинации при ввозе товаров на территорию РФ окажутся незаконными. Специально разработанный нормативный акт определяет порядок процедуры, которая позволит установить вид грузоперевозки. «Установлен строгий порядок предъявления документации. Прежде в законе лишь обозначался факт использования пяти документов, сейчас же для каждого конкретного случая указан свой набор из пяти конкретных документов», - уточнил заместитель Минтранса.

Как стало известно, Варшава дала согласие на равное распределение квот и отменила все претензии по данному законодательному акту.

«Мы не знаем всех нюансов переговорного процесса, но уверены, что Россия не пойдет на уступки в отношении спорного федерального закона. Из этого можно сделать вывод, что в данном противостоянии уступила именно Польша. Безусловно, распределение квот – не самый главный вопрос. Договориться об этом можно было и без закона, если учесть наличие тесных взаимоотношений между двумя странами в сфере грузоперевозок. В любом случае, количество разрешений всегда можно увеличить или урезать на двусторонних переговорах», - добавил представитель союза инженеров России Иван Андриевский.