О проблемах грузоперевозок России между Польшей, Турцией и Украиной

18.02.2016

Между Польше и Россией

В скором будущем продолжатся переговоры о восстановлении системы грузовых автоперевозок между Российской Федерацией и Польшей. По словам заместителя руководителя Министерства транспорта РФ Николая Асаула, теперь пришла очередь проводить их в России, а предыдущий, польский раунд не привел к результату, который бы всех устроил.

Представителей России не устроило предложение польской стороны, потребовавшей увеличения квот на грузоперевозки по территории РФ почти в три раза. Польше было предложено компромиссное решение – обменяться равным количеством разрешений на проезд грузовых автомобилей обеих стран, но соглашение так и не было достигнуто.

Николай Асаул поделился информацией о том, что российская сторона пошла навстречу польским представителям в вопросах, связанных с разъяснением требований изменившегося законодательства РФ, касающихся контроля числа иностранных грузоперевозчиков.

Стоит отметить, что нарекания со стороны Польши в значительной мере вызваны требованиями российского законодательства, направленными на защиту внутреннего рынка грузовых перевозок. Приостановка с 1 февраля транзита грузов в третьи страны имела следствием убытки перевозчиков и Польши, и России.

Mежду Турцией и Россией

Грузовые автомобильные перевозки между Турцией и Россией не совершаются с 1 февраля 2016 года. Ни одна из сторон не пролонгировала лицензии на данный вид коммерческой деятельности, а срок действия предыдущих разрешительных документов уже истек.

Между представителями этих стран возникло противоречие, связанное с требованием Турции о сохранении на уровне прошлого года числа выдаваемых разрешений на транспортировку грузов. Стоит напомнить, что лимит составлял 8 тысяч грузовиков от каждой страны, имеющих право находиться на территории другой.

Как указывают представители РФ, данный лимит не может быть сохранен. В конце минувшего года руководитель Министерства транспорта Максим Соколов сообщал, что в 2016 году число разрешений должно быть сокращено в четыре раза, что можно объяснить антитурецкими санкциями. Как подчеркнул глава ведомства, основаниями для принятия такого решения стал указ президента Российской Федерации и соответствующее  правительственное постановление.

Максим Соколов высказал мнение, что в России в результате сокращения объема транспортировки грузов не будет дефицита, поскольку турецкая продукция преимущественно перевозится через российскую территорию в третьи страны транзитом.

Между Украиной и Россией

15 февраля в Киеве принято решение о временном запрете на транзит грузовых фур из России. Украинские власти объяснили, что это ответ на действия российских представителей, своими решениями остановивших движение грузовиков с украинской регистрацией. Пусковым механизмом для развития конфликта стали акции протеста, которые  активисты-украинцы проводили на трассах. Именно ответной мерой против них назвал Минтранс свое решение. Ныне открыты коридоры для возвращения грузовых авто в страны регистрации.

В своем сообщении украинские власти указали на то, что РФ нарушила предписания ВТО и межправительственное двустороннее соглашение, касающиеся автоперевозок, и остановила перемещение грузовиков из Украины по своим дорогам в ожидании соответствующих разъяснений и достижения договоренностей.

Согласно сообщению главы украинского МИД Павла Климкина, Россия не сможет производить транзит в ЕС через украинскую территорию, и Украина, как правовое государство, позаботится о своих интересах с учетом международных правовых норм.

Что касается российского Минтранса, министерство четко заявило, что запрет будет действовать до момента, когда представители украинской стороны урегулируют ситуацию, связанную с незаконным блокированием российских фур. Стоит напомнить, что акция протеста стартовала в Закарпатье, после чего распространилась на другие регионы. В итоге были задержаны грузовые автомобили, направляющиеся в Белоруссию, Венгрию и Словакию. В соответствии с последним отчетом Ространснадзора, на российской территории были заблокированы 152 украинских грузовых транспортных средства.

Стоит отметить, что на украинских территориях увеличилось количество грузовиков вследствие отсутствия договоренности о грузоперевозках между Россией и Польшей. По словам пресс-секретаря белорусского Государственного погранкомитета Александра Тищенко, очередь из фур на границе с Литвой и Украиной примерно вдвое увеличилась. Ныне вопрос с украинскими и российскими фурами успешно решаются, и ожидается, что окончательная договоренность будет достигнута уже до конца февраля.

Сейчас ожидается очередной раунд переговоров с Варшавой. Как ранее указывал заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул, если компромисс не будет достигнут, переговоры могут надолго затянуться, а значит, придется искать пути в обход Польши.