Блокады не будет: пятый пакет санкций от ЕС и ответные действия | ГА "Сократ"

С 11 марта 2024 меняются тарифы на перевозку не санкционных грузов сушей

Блокады не будет: пятый пакет санкций от ЕС и ответные действия

18.04.2022

Из трех прибалтийских соседок Литва самая активная. Свое чрезмерное рвение она демонстрирует регулярно перед старшими коллегами из Евросоюза. Уже почти год "маленькая страна" не устает вводить санкции против России и Беларуси. На днях состоялась громкая презентация очередного, уже пятого пакета ограничений. Хотя официально инициатором новых запретов является ЕС, но Литва приняла в составлении этого списка самое активное участие.

Новые правила проезда через границу

Вторая декада апреля началась необычно - с 11.04.22 стали работать новые правила транзита грузов через пограничные пункты на границе с Белоруссией и Россией. За строгим исполнением этих требований теперь днем и ночью строго следят литовские таможенники. Согласно новому пакету санкций:

  • транспортные средства, зарегистрированные в РФ, не могут въезжать на территорию ЕС;
  • при транзите разрешенных грузов после 11 апреля надо предъявлять отдельный договор, заключенный до 16.03.22;
  • запрет распространяется на белорусских перевозчиков.

Но поскольку из всяких правил есть исключения, европейцы тоже проявили гуманность к жителям Калининградской области. Они разрешили транзит через свою территорию некоторых видов товаров:

  • почтовые отправления;
  • фармацевтические и медицинские товары;
  • пшеницу и продукты питания;
  • продукцию нефтепереработки и не которые другие группы.

Европейские нововведения опубликованы в официальном журнале ЕС, и находятся в свободном доступе.

Газовый вентиль закрыть не получается

Литовские власти заявили, что не могут перекрыть транзит газа из материковой части РФ в Калининград. Это стало известно из сообщения агентства"Интерфакс".

До этого о невозможности принимать литовской стороной односторонние решения рассказал Марюс Скуодис - министра транспорта и коммуникаций прибалтийской республики. Чиновник отметил, что даже теоретически невозможно принять подобное решение, потому что соглашение о калининградском транзите Россия заключала с Евросоюзом.

Несмотря на проходящие в настоящее время дискуссии по вопросу эмбарго и запрете на въезд в ЕС транспорту с белорусскими и российскими номерами, для анклава все же делается исключение.

Еще раньше власти Литвы предупреждали, что ими рассматривается вопрос остановки движения в калининградскую направлении. Между тем Россия выразила надежду, что прибалтийские соседи проявят здравомыслие.

Калининградские перевозчики о пятом санкционном пакете

Конечно, региональные власти Калининграда очень внимательно изучили список новых запретительных мер. Губернатор области А. Алиханов заявил, что есть все возможности обеспечить, как продовольственную, так и транспортную безопасность. Уже подготовлен ряд решений на случай полной блокады транзита через Литву. Одним из альтернативных вариантов снабжению региона являются паромы, также аэропорт "Храброво". В этих направлениях ведется активная работа.

Вместе с тем, свое беспокойство выразили калининградские перевозчики. Они прогнозируют, что ограничения пятого пакета европейских санкций приведут к безработице и существенному снижению тарифов на услуги. Не меньшее волнение вызывает у дальнобойщиков очереди, которые по-прежнему растянулись на несколько километров. Накаляет и без того сложную обстановку дата 16 апреля. Это последний день, когда российские и белорусские перевозчики могут работать на территории Европы.

Мнения и комментарии

Новый пакет санкций бурно обсуждается не только в верхах, но и простыми дальнобойщиками. Эти люди в трудных условиях добывают свой хлеб, а после 16 апреля они не знают, как смогут дальше зарабатывать на жизнь.

Один из водителей по имени Артем поделился своими опасениями:

- Водители, которые в Европе, пытаются быстрей вернуться домой. Но есть и те, кто еще надеется проскочить в ЕС. Люди простаивают по несколько суток, ноне хотят уезжать. Надеются, что их пропустят.

Евгений, руководитель калининградской компании подтвердил наличие нескончаемых очередей близ пунктов пропуска:

- Очень большие колейки. В каменном Логе по семь суток стоят, а в Котловке на днях рекорд побит - очередь на 11 км растянулась.

Погранкомитет Беларуси тем временем утверждает, что резко сократилось число грузового автотранспорта, следующего в страны Евросоюза. Скопление машин наблюдается только на въезде в Литву и Латвию.

Вопросы и ответы

Сложная ситуация на границе заставляет заинтересованные стороны искать решения проблемы. Правда, найти выход пытаются сами дальнобойщики.

Куда отправятся фуры после 16?

Евгений уверяет, что скорей всего грузовой транспорт будет переориентирован на маршрут "Калининград- Россия".

- Но в этом направление будет и без того переизбыток транспорта. Значит, возрастет конкуренция, а цены упадут. Хотя колейки рассосутся, но для перевозчиков - ничего хорошего.

Доставка импорта в область

Это еще одна насущная проблема, которую надо решать в срочном порядке. - Региональные предприятия остро нуждаются в сырье, поэтому придется искать европейских перевозчиков, - предложил такой вариант Алексей.

Действительно, теперь машины с российскими номерами не смогут поставлять нужное сырье. Пока есть старые запасы, а потом?

Устоит ли калининградский рынок грузоперевозок?

Алексей попытался дать прогноз на будущее с учетом того, что автопарк большинства калининградских предприятий имеет высокий экологический класс, что отвечает европейским требованиям.

- Теперь за все это придется платить. Чтобы транспорт окупился, одной Белоруссии и России недостаточно. Наверное, придется продавать машины, что приведет к сокращению штата. Не исключается и банкротство предприятий.

Субсидирование паромов: за и против

Борис Титов, бизнес-омбудсмен, недавно посетил Калининградскую область. Во время своего визита он встречался с предпринимателями региона. Чиновник заявил, что вопрос доставки грузов паромами обсуждался на государственном уровне.

- Транспорта выделялось немного, нужно больше паромов.

Титов отметил, что местные предприниматели жаловались на трудности с поставками пшеницы, консервов и других товаров. Также жаловались бизнесмены на очереди.

- Хотя в России не наблюдается недостатка в паромах, но их использование не всегда выгодно, отметил чиновник.

Омбудсмен заверил, что этот вопрос снова будет подниматься. По оценкам экспертов требуются субсидии из расчета: на одну тону груза примерно тысяча рублей. Титов обещал, что в самое ближайшее время этот вопрос снова будет подниматься, иначе будут серьезные проблемы с поставками в регион. Еще раньше Борис Титов предлагал вернуть практику компенсации расходов на грузоперевозки по железной дороге.

Если завтра блокада: готовность Калининграда к жизни в экстремальных условиях

Калининградская область - самый уязвимый регион Российской Федерации в плане доставки грузов. На фоне резкого ухудшения международной обстановки, что связано со спецоперацией на Украине, положение западного форпостра страны вызывает большие опасения. Европейцы, а особенно прибалтийские соседки, грозят устроить полную блокаду эксклаву. Об этом недавно поговорил с главой региона А. Алихановым корреспондент "Эксперта". Беседа получилась содержательной. Губернатор заверил, что прогноз позитивный, и главные цели уже четко определены.Высказался он и относительно возможной блокады:

- Транспортная ситуация не поменялась. Транзит автомобильный и железной дорогой продолжается. Определенные изменения произошли в авиационных перевозках.

Глава региона отметил, что с логистикой тоже нет проблемы. Разные грузы, включая дорогостоящие по-прежнему регулярно поступают в область. Отдельное внимание губернатор уделил обсуждаемому сегодня вопросу паромных перевозок из Усть-Луги в Балтийск.

- Возможности паромного сообщения расширяются. Недавно вышел на линию только что построенный паром "Маршал Рокоссовский".

Глава области сообщил что на верфях возводится второе судно такого класса, которое будет носить имя еще одного великого военачальника - генерала Черняховского. по планам новый паром должен начать работу в сентябре текущего года.

На вопрос о возможной блокаде Евросоюзом сухопутных маршрутов, Алиханов ответил, что для обеспечения регулярной доставки в регион жизненно необходимых грузов потребуется не менее десяти судов.

- Этот вопрос мы проработали с Минтрансом, и понимаем, где имеются свободные суда.

Губернатор заметил, что, хотя есть серьезные вопросы относительно стоимости такого вида транспорта, но при необходимости власти региона обратятся за субсидированием.

- Соответствующие расчеты уже готовы.

Антон Алиханов заверил, что продовольственной безопасности будет уделяться не меньшее внимание, чем транспортному сообщению. На основании совещаний, которые проводятся каждую неделю, можно заключить, что бизнес уже подстроился под текущую ситуацию. Сейчас на повестке дня главный вопрос - импортозамещение основных позиций товаров и продуктов.

Запасные варианты: как еще можно доставлять грузы в Калининград

Если все же литовские власти решатся на полную блокировку автотранспортных маршрутов, власти Калининградской области будут использовать другие способы доставки. Альтернативные решения уже есть, поскольку данный вопрос давно прорабатывался. Перечислим возможные способы доставки:

  1. Морской путь. На этот вариант делается особый акцент, и в настоящее время усиленно наращиваются портовые мощности Балтийска. Хотя пока на линии все три парома, скоро парк судов пополнит еще одно новое плавсредство. Прорабатывается вопрос использования свободных судов, курсирующих в Черном море.
  2. Аэропорт "Храброво" тоже подготавливают к работе в новых условиях. По оценкам экспертов можно использовать транспортную авиацию для доставки грузов разной категории, включая тяжелую технику.
  3. Железнодорожный маршрут на Калининград работает в настоящее время в прежнем режиме. Поэтому этот вариант пока остается актуальным.

Здесь уместно напомнить, что по тем же правилам ВТО, Литва обязана обеспечить свободный транзит. Заблокировать в одностороннем порядке одновременно все пути даже при сильном желании у властей прибалтийской республики все равно не получится.

Контроль с воздуха

Между тем власти Литвы внедряют новые инициативы. Наверное, им не дает покоя, что поезда продолжают следовать по расписанию в направлении Калининграда. По последним данным за месяц территорию Литвы пересекает 100 составов. Причем поезда идут в обоих направлениях.

Агне Билотайте, возглавляющая МВД страны на днях заявила, что своей главной задачей считает введение дополнительных мер по обеспечению безопасности граждан Литвы. По ее словам, следующие транзитов на Калининград грузы могут представлять опасность, а доскональной проверки каждого состава пограничниками недостаточно. На собственную безопасность Литва запросила у Евросоюза 24 миллиона евро. Эти средства пойдут на приобретение вертолетов, чтобы вести с высоты наблюдение за движением поездов.

Следует отметить, что скоростной режим до этого момента успешно отслеживался специальным оборудованием. Любое отклонение сразу же фиксируется. Пока новый проект литовцев находится на рассмотрении. Но можно в скором времени ожидать новых инициатив соседей по укреплению своих рубежей.

Но российские власти, как и руководство Калининградской области, в принципе, готово к любым изменениям ситуации на границе. Губернатор Алиханов заверил, что даже в случае блокировки автотранспортных маршрутов жители Калининграда будут обеспечены продуктами питания, лекарствами, строительными материалами и другими необходимыми товарами.

В заключении остается добавить, что бизнесмены региона уже в активном поиске новых рынков и новых поставщиков.