Автоматический весогабаритный контроль вынуждает перевозчиков платить несправедливые штрафы

16.09.2018

Недавно внедренная система автоматического весогабаритного контроля спровоцировала возникновение серьезной проблемы, которая негативно отразилась на работе транспортных компаний. Именно этой теме и была посвящена очередная встреча бизнес-омбудсмена Бориса Титова с грузоперевозчиками.

грузовик под рамкой весового контроля

Представители бизнеса считают несправедливым тот факт, что ответственность за нарушение весогабаритных норм должны нести только владельцы грузового транспорта. Сейчас штраф за автоматически зафиксированное нарушение вынужден платить предприниматель. Но он не всегда имеет возможность контролировать вес груженого автомобиля, измерять его габариты, проверять соответствие реальных показателей массы груза тем данным, что указаны в товарно-транспортной накладной.

«Несмотря на множество очевидных недоработок, на территории всей страны прошло внедрение системы автоматического весогабаритного контроля. В итоге только за прошлый год общий объем штрафных санкций, возложенных на перевозчиков, составил несколько миллиардов рублей», – уточнил бизнес-омбудсмен.

Он также добавил, что главные проблемы системы контроля заключаются в неправильном определении массы транспортных средств, доставляющих жидкие грузы, малом коэффициенте допустимой погрешности, отсутствии возможности проведения контрольного взвешивания и адекватных способов оповещения нарушителей.

С этим вопросом Борис Титов неоднократно обращался в Минтранс. На некоторые доклады представителя перевозчиков в ведомстве отреагировали конкретными обещаниями. В частности, запланировано увеличение размера погрешности, готовится к рассмотрению вопрос о разработке механизма оповещения. Возможность проверки корректности оборудования посредством контрольного взвешивания пока остается нереализованной. Но вопрос контрольного взвешивания так и остается открытым. Ввиду отсутствия реакции со стороны профильных органов власти бизнес-омбудсмен в письменном виде обратился к Дмитрию Медведеву, предложив несколько компромиссных решений по устранению возникших проблем и отметив откровенное бездействие со стороны Минтранса РФ.

Борис Титов также добавил, что механизм разделения ответственности между транспортной компанией и владельцем груза в реальности реализовать практически невозможно. Суть проблемы заключается в отсутствии доступных методов контроля всех действий сторон, начиная с момента погрузки и заканчивая доставкой к месту назначения.

Пока в столице грузоперевозчики и правительство занимаются поиском компромиссов, в Свердловской области транспортные компании переходят к более решительным действиям. Как стало известно, представители бизнеса обвинили местный Минтранс в нарушении действующих законов и потребовали остановки функционирования пунктов весового и габаритного контроля.

знак весовой контроль

Три пункта автоматической фиксации массы и габаритов грузового транспорта на трассах Среднего Урала появились зимой 2017 года. При этом изначально многие участники рынка отметили, что в работе системы существует огромное количество грубых нарушений. Тем не менее, штрафы за превышение установленных нормативов уже успели принести в бюджет сотни миллионов рублей. Однако местные промышленники не собираются мириться с несправедливыми взысканиями из-за некорректных результатов взвешивания и требуют временной отмены санкций – до полного устранения всех изъянов в работе системы.

Решать проблему местные представители бизнес-среды намереваются совместно с уральским подразделением АМАП. Уже сейчас инициативная группа занимается разработкой письменного обращения к губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву. Помимо этого, рассматривается возможность обращения в прокуратуру региона с целью привлечения внимания к неправомерным действиям местного правительства.

Предприниматели сравнивают контрольно-весовые пункты на дорогах Свердловской области с неким инструментом для массового сбора денег со всех грузовых автомобилей, совершенно не обеспечивающим обещанную сохранность дорожного полотна. В Министерстве транспорта подтверждают: каждый месяц в бюджет поступают штрафы от перевозчиков, нарушающих весогабаритные нормы. Общий объём ежемесячных взысканий достигает 100 миллионов рублей. Между тем, контрольно-весовое оборудование пока работает некорректно и требует ряда важных доработок. Однако, по мнению перевозчиков, даже в судебном порядке добиться отмены и компенсации незаконных штрафов — невозможно.

Изначальный запуск автоматической системы весогабаритного контроля в регионе осуществлялся в тестовом режиме. В прошлом году компания «Ростелеком» по заказу Управления автодорог произвела монтаж трех контрольных точек на разных частях трассы, соединяющей Екатеринбург и Серов.

Прежде местные предприниматели неоднократно обращались к заместителю главы региона А. Орлову, стремясь обратить внимание вице-губернатора на несоответствие автоматической системы федеральным нормам. Но ожидаемой реакции со стороны правительства не последовало.

«Система фиксирует малейшие отклонения по заданным параметрам и производит регистрацию штрафа, однако водителя об этом не уведомляет. В итоге повреждающий дорожное покрытие автомобиль продолжает беспрепятственно перемещаться по региональным трассам, что полностью противоречит заявленной цели, направленной на обеспечение сохранности дорог. Ни один из трех контрольных пунктов в регионе не оборудован контрольными весами, не предусмотрены стояночные площадки для изменения комплектации и устранения нарушений», — отмечается в письменном обращении объединения перевозчиков к представителям власти Свердловской области.

грузовик под рамкой весового контроля

Региональное бизнес-сообщество убеждено в том, что новая система контроля требует основательной доработки. Для этого необходимо время и дополнительные финансовые средства. К примеру, организовать адекватную технологию уведомления водителей о штрафах можно путем оснащения пунктов электронными табло. А для несоответствующего требованиям транспорта – соорудить рядом с контрольными точками специализированные стоянки. На период доработок автоматические пункты рекомендуется перевести в тестовый режим работы, приостановив процедуру выписки штрафов за выявленные несоответствия.

Напомним, что настоящие правила транспортировки грузов предусматривают финансовые взыскания за превышение нормативных показателей общей массы состава. Так, размер административной ответственности для грузоотправителя составит 200-400 тысяч рублей, а для владельца грузового автомобиля – 100-500 тысяч рублей. Можно только прикинуть, сколько будет стоить, например, груз из Калининграда в Москву с ошибочным штрафом.

Заместитель министра транспортной отрасли региона пока не видит каких-либо объективных причин для тестирования технических компонентов пунктов весогабаритного контроля, поэтому в правительстве этот вопрос на рассмотрение не выносится. Местные чиновники также отмечают, что установленное оборудование соответствует всем действующим нормам и стандартам, что исключает необходимость монтажа дополнительных контрольных точек.